Новости.

Узнавайте первыми о наших премьерах, специальных проектах и планах.

TV Mag: Интервью с режиссером Оксаной Барковской: «За полчаса до весны», Первый канал

Первый канал продолжает показ нового биографического сериала «За полчаса до весны» о создателе культовой группы «Песняры» Владимире Мулявине. На этой неделе выйдут финальные серии проекта.

TV Mag поговорил с создательницей сериала – режиссером Оксаной Барковской – о трудностях на съемках проекта, работе с Глебом Калюжным, о феномене «Песняров» и их актуальности сегодня.

Оксана, что послужило первым импульсом, когда вы только задумали проект про «Песняров»?

Знаете, это первый проект в моей жизни, где я приглашенный режиссер. Главный двигатель и душа нашего сериала «За полчаса до весны» – это Алексей Троцюк, генеральный продюсер картины. Считаю, что на сегодня он один из лучших шоураннеров страны. Алексей меня пригласил в качестве режиссера, поскольку у проекта возникли технические сложности с предыдущим постановщиком. Мне нужно было снять ту часть сериала, которая касается юности Владимира Мулявина. Можно сказать, что он обратился по моему профилю – ведь я снимаю подростковое, молодежное кино. Более того, на сериал уже был утвержден актер Глеб Калюжный, с которым я сделала два сериала и, соответственно, знаю, как с ним работать. Сценарий на тот момент был написан частично, так что я подключилась к проекту и как автор. Много общалась с дочерью героя Марией Мулявиной, с Владиславом Мисевичем, который стоял у истоков «Песняров», и, конечно, адаптировала сценарий под исполнителя – Глеба Калюжного. Было очень интересно сделать из мальчика-рэпера, «трудного подростка» Глеба образ парня из «пятидесятых», героя с железным стержнем, который несмотря ни на что идет к своей цели.

Что вас поразило, стало открытием во время изучения «Песняров»?

Когда я начала погружаться в работу, в эпоху, то изучала «Песняров» досконально, скупила все винилы на барахолке и бесконечно их слушала. Я открыла для себя малоизвестные композиции «Песняров», и они оказались очень актуальными и действительно гениальными. Их рок-оперы бесподобны, Led Zeppelin могли бы рядом с ними постоять… Но в Советском Союзе это направление было непопулярно, их по телевизору не крутили, поэтому, наверное, сейчас эти композиции забыты. Но, если бы Мулявин родился сегодня, он бы «взорвал» мир своей музыкой!

Много ли в сериале художественного вымысла?

Фантастической неправды в сериале нет. Мы ориентировались на эпоху и старались соблюдать историческую достоверность, начиная от костюмов, заканчивая деталями биографии Мулявина.

Марина Мулявина жила с отцом примерно до 14 лет, а потом родители развелись. Мулявин, кстати, всю жизнь об этом жалел, потому что очень любил первую супругу Лидию Кармальскую. Какое-то время они не виделись, потому что Лидия не могла простить Владимиру уход из семьи. Те факты, которые не могла знать старшая дочь нашего героя, восполняла музыковед Ольга Брилон, биограф Мулявина. Марина и Ольга издали книгу «Владимир Мулявин и Лидия Кармальская. Недосказанное…». Мы ориентировались на нее в том числе.

Что на производстве «За полчаса до весны» было самым сложным?

На съемках никогда ничего не проходит гладко. Детально проработать образ каждого героя – уже вызов. Например, мы долго не могли решить, нужно ли делать Глебу Калюжному пластический грим. Глеб очень похож на Владимира, но у Владимира был более высокий лоб. И мы думали, стоит прибегать к пластическому гриму или нет. Пробовали. В итоге отказались. Выходили из положения с помощью освещения и ракурсов съемки. Снимали в Минске, погодные условия были, мягко говоря, некомфортные. А мы снимали в полуразрушенном здании, при «минусовой» температуре. А актрисе, например, надо было «рожать» в кадре в одной тонкой рубашке.

Нелегкой была сцена массовой драки. Также было много переездов, мы часто снимали в больших залах, которые приходилось восстанавливать и приводить в порядок нашим художникам-поставщикам. А затем надо было наполнять эти залы толпой зрителей из «пятидесятых». Работы было много, но она была интересной и приносила нам радость. С огромной любовью вспоминаю и Беларусь, и свою белорусскую съемочную группу. Хотя изначально они настороженно отнеслись к появлению московского режиссера на площадке, а спустя 40 смен мы стали настоящими друзьями. (Улыбается.)

В чем же феномен Владимира Мулявина? Чем он полюбился всей стране?

Он был настоящим. Делал ту музыку, которую хотел делать. И он действительно писал уникальные композиции, сопоставимые с мировой классикой. Мулявин – величайший композитор и аранжировщик. В принципе, его история – это сказка о том, как в сложной советской реальности человек, парень из рабочих бараков Свердловска, который очень хотел создавать свою музыку, добился своей мечты. Это история на все времена. Поэтому наш сериал актуален и будет актуален всегда. Мулявин вдохновит многих молодых людей, которые мечтают о том, чтобы найти себя.

Почему сегодня важно снимать кино о подобных «сказках» из реальной жизни?

Мне очень хочется, чтобы в большом потоке прекрасных сериалов про полицию, маньяков, стриптизерш или психологов, зритель посмотрел «За полчаса до весны» и для него наш сериал стал глотком воздуха. Чтобы зритель мог отвлечься, послушать хорошую музыку, посмотреть на хороших и добрых, простых людей. Любое произведение, на мой взгляд, должно быть созидательным, а не разрушительным. Для меня это важно как для автора.

Я бы хотела, чтобы после просмотра зритель сказал: «Вот это круто, я ведь тоже могу пойти рисовать, могу петь, могу чего-то добиться или хорошо воспитать своего ребенка».

Сразу после съемок «За полчаса до весны» вы уехали снимать другой сериал – «Новенький». И тоже с Глебом Калюжным. Легко ли ему было выйти из образа Владимира Мулявина и переключиться?

Глеб все время крутил на площадке ус! (Смеется.) Он поговорил с Мисевичем, и тот ему рассказал, что Мулявин перед тем, как выходил на сцену, все время крутил ус. Несмотря на то что никаких усов в юности у Мулявина еще не было, Глеб так настраивался на роль. А когда мы после Минска приехали на съемки «Новенького» в Россию, Глеб, который должен был играть Макса Плетнева, продолжал крутить свои мифические усы. Пришлось его отучивать (Улыбается.) Вообще Глеба очень вдохновила музыка Мулявина, он до сих пор ее слушает.

О ком еще вы бы хотели снять байопик?

Мне бы хотелось снять байопик про музыканта Сергея Захарова, это был талантливый человек с удивительной судьбой. Получился бы такой советский блокбастер-боевик.

Но в целом я сосредоточена на фильмах для подростков. Сейчас занимаюсь тем, что очищаю авторские права на произведения таких прекрасных советских писателей, как Агния Кузнецова, Анатолий Алексин, Лев Кассиль. Мне хочется адаптировать их произведения под современность и делать классное кино, которое научит наших детей доброте и честности. Кино, не высосанное из пальца, а с крепкой драматургией и яркими героями, кино «про нас». Когда мы сняли первый сезон «Новенького», я, как продюсер, долго не могла понять, почему случился такой ажиотаж: сериал посмотрели больше 20 миллионов человек. Мы сделали фокус-группы среди подростков, и все они говорили, что увидели с экранов себя и свое близкое окружение, школу, соседей. Это было про них! Так что мне очень хочется продолжать снимать такое кино «про нас».

Как получилось, что вы стали специализироваться на молодежном контенте, фильмах и сериалах для подростков?

Я ведь пришла в игровое кино из документального. Когда я получила в документальной сфере много наград, начиная от семи статуэток «Тэфи», то поняла, что достигла потолка. Надо было двигаться дальше. Я пошла к Владимиру Хотиненко на высшие курсы, учиться игровому киноязыку. Поскольку я сама мама двоих детей, на тот момент им было по 13-14 лет, то понимала, что смотреть им нечего. Так что я снимала, ориентируясь на своих детей.

Вы одной из первых начали снимать кино для подростков. Легко ли было найти продюсеров под такие картины?

Действительно, после «Новенького» стали очень много снимать фильмов про подростков. До нас долго ничего для подростков не делали, потому что считали, что это не рекламоберущая аудитория. Они уже не покупают кукол и не просят родителей купить машинки, а сами еще тоже не покупают. В начале моего пути большие продюсеры отказывали с этой формулировкой: «Как мы отобьемся? Подростки не рекламоберущая аудитория!» Я билась с этим долго. Сделала «Новенького». Его посмотрели в совокупности 90 миллионов человек! Это не считая того, что дети страшно «пиратят» серии, там уже не отследить точное количество просмотров. И нам удалось пробить эту «броню», и теперь я вижу, что стали выходить сериалы про подростков.

Как ваш материнский опыт помогает в продюсировании кино для подростков?

Я точно знаю, что разрушит психику подростка, а что нет. Что им может понравиться, а что нет. Знаю, как важно быть честным. Но в этой честности нужно оставаться светлым и давать надежду. Мы ведь пишем и жесткие истории (и про буллинг, и про абьюз, и про детские травмы), но их надо грамотно подавать. Все наши проекты вычитывают психологи, это важно, чтобы наши дети не думали, что все в жизни плохо, не думали о суициде или о том, что они ничего не добьются. 14-18 лет – сложный период; если его пройти без надрыва и правильно, то и жизнь сложится удачно.

Расскажите о четвертом сезоне «Новенького».

Будет колоссальный сюрприз! Пока не могу открыть эту тайну, кто у нас будет сниматься… Это будет такая героиня… просто разрыв!

Какие еще проекты для подростков готовите?

В сентябре в Астрахани будем снимать проект «Песок». Сейчас Сергей Жуков по моему сценарию снимает сериал, музыкальную драму «Плакса» для СТС с Агатой Муцениеце и Романом Маякиным в главных ролях. В общем, активно работаю для наших подростков, мне очень нравится.

А вы каким были подростком? Как в кино воспитывать, не назидая?

Я была трудным подростком, девочка не подарок. С ужасом вспоминаю свой возраст с 14 до 17 лет!.. Сейчас, когда я делаю сериалы для подростков, ориентируюсь и на свой опыт тоже. Врать вообще нельзя никому, а подросткам особенно. Назидать тем более.

Не стоит взрослому говорить на подростковом жаргоне «кринж» или «краш» и думать, что вы тут же стали своим. Они вас засмеют! Но они могут понять, если откровенно сказать: «Все будет хорошо, все не так, как ты думаешь, да, сейчас все идет так, но это не навсегда, изменится, если ты будешь держаться». Они понимают честный правильный язык, без «сюсю» и назидания.

Что самое важное надо сказать подростку, что вы говорили своим детям?

Никогда не предавать себя.

Что значит не предавать себя?

Если тебе хочется сказать «нет», то скажи «нет». Если тебе в компании предлагают наркотики, а внутренний голос говорит «нет», не бойся слушать себя и отказать толпе. Если девочке говорит парень: «Ты со мной переспишь, и я буду с тобой встречаться», а девочка чувствует, что хочет отказать, надо отказать. Надо слушать себя, не копировать и не идти на поводу. В жизни самое ужасное – когда люди предают себя. Тогда размывается личность и человек не понимает, кто он и зачем.

Оксана Бондарчук

Обозреватель TV Mag

Все новости